Гимбутас Мария
Славяне. Сыны Перуна
Пер. с англ. Ф. С. Капицы.
ХРАМЫ И СВЯТИЛИЩА
Описания святилищ, храмов и идолов составлялись
теми деятелями христианской церкви, которые их уничтожали. К их числу
относится Отто, бамбергский епископ XII в. (1062—1139), разрушавший
языческих идолов в Северной Германии. Все
три автора его биографий – Эбо,
Герборд и неизвестный монах из
Прифлингена – оставили описания языческих святынь. К началу XI в.
относятся сочинения Титмара, епископа
Мерзебургского. Он сообщает, что племя вендов еще не перешло в христианство, и приводит описание святилища и древних
заговоров. Житие Отто и сочинения Титмара считаются самыми надежными
документальными источниками
информации о дохристианских верованиях западных
славян.
Наиболее точное описание славянского языческого
храма содержится в четырнадцатой главе «Истории Дании», составленной
Саксоном Грамматиком
в 1208 г. Храм в поселении Аркона на острове Рюген
являлся крупнейшим культовым центром и последним
бастионом западнославянского язычества,
противостоящим воздействию христианства. Внутреннее устройство храма было установлено в 1921 г. после
раскопок немецкого археолога Карла Шухардта.
Арконский храм, посвященный богу Святовиту, располагался на укрепленном
городище в северной оконечности острова Рюген. С внешней стороны его окружали
мощные земляные валы. Храм имел форму квадрата, площадью более 20 квадратных метров. Его крыша опиралась на четыре колонны, стены,
сделанные из вертикальных плит, и единственная дверь были покрыты резным орнаментом. Идол, изображавший бога Святовита, находился на каменном постаменте в середине святилища.
Крыша и стены храма были окрашены красной краской. Внутренняя
поверхность стен была покрыта выпуклым и раскрашенным орнаментом и завешана
ткаными полотнищами. Столбы украшали рога животных. В 1168 г. храм разрушили по распоряжению датского короля Вальдемара. Идол сбросили с
постамента к одной из стен, которая затем была разрушена, чтобы вынести его.
Святовит изображался в виде человеческой фигуры, державшей в правой руке
рог для питья. Во время ежегодных празднеств его наполняли вином, чтобы
предсказать урожай будущего года. Считалось, что он будет тем больше,
чем выше поднимется вино в роге.
Фигура
бога, держащего в руке рог, обнаружена на одной из сторон
четырехугольного столба, найденного в 1848 г. в реке Збруч близ Гусятина (в Галиции). Столб вошел
в науку под названием «Збруческий идол».
После разрушения Арконы армия датчан заняла святилище близ Гарца,
также на острове Рюген. Саксон Грамматик описывает укрепленный замок, находившийся
на холме, со всех сторон окруженном болотами. В нем было три
храма, аналогичные арконскому. В самом большом было внутреннее
помещение со стенами, украшенными пурпурными драпировками, и крышей,
опиравшейся на четыре столба.
В середине
помещения располагалась вырезанная из дуба статуя Руевита. Саксон пишет, что
его имя означает «бог Рюгена» и он является
покровителем острова. У Руевита семь голов, с его пояса свешивается семь сабель, а восьмую бог держит в руке. Саксон упоминает, что два других храма посвящены Поревиту и Перуну.
Титмар приводит описание похожего храма, относящееся к 1014 г. Он
расположен на укрепленном холме в Ридегосте
(Ретра). Храм квадратной формы был построен из бревен, покрытых резьбой. Вокруг
храма стояли скульптуры, украшенные рогами животных. Внутри него располагалось
несколько деревянных человекоподобных идолов. На них были надеты металлические шлемы и повешено вооружение.
Каждый идол был посвящен
определенному богу, самым значительным считался бог Сварожич.
Шухардт,
раскопавший Ретру в 1922 г., пришел к выводу, что скорее всего храм был
построен около 1000 г., а примерно в 1068 г. сгорел во время пожара. Новый
храм был построен на старом фундаменте, сохранились его размеры и квадратная
форма. Титмар пишет, что Ридегост был самым значительным из всех местных
храмов.
Сварожич
считался покровителем воинов, поэтому ему приносили жертвы перед выступлением
в поход и после возвращения с войны. Чтобы определить судьбу, жрецы бросали
жребий и использовали как оракул коня, посвященного божеству. Видимо, Ридегост
считался главной святыней всего племени лютичей, куда входила и Ретра.
Епископ Отто из
Бамберга дважды посещал Штеттин (Шецин), где находилось несколько храмов.
Главнейший из них располагался на одном из трех холмов и был посвящен Триглаву,
трехголовому триединому божеству. Святилище было украшено многочисленными
военными трофеями. Снаружи и внутри храма стояли богато украшенные статуи. Во
время первого посещения (в 1127 г.) Отто отрубил три головы идола и отправил их
папе Каликсту II. В Штеттине также был лошадиный оракул. Другой
трехглавый идол был уничтожен в Браниборе, возможно Альбрехтом Медведем, между
1150-м и 1157 гг.
Многоглавые
статуи богов распространены в южной и восточной частях славянской зоны. К
северу от Шибеника в Скрадине (на Адриатическом побережье) была обнаружена
трехглавая статуя, называемая Треглавом. Сейчас она находится в Музее славянских
древностей в Сплите.
В Волине Отто
обнаружил храм со священным копьем. Поблизости находилось открытое святилище с
идолами, на котором построили церковь Адальберта. В 1128 г. миссия во главе с
Отто уничтожила языческий храм в Вольгасте. Войдя внутрь святилища, они стали
искать идолов, но увидели только гигантский деревянный щит, который висел на
стене.
Опасаясь
собравшейся снаружи толпы, они вышли наружу, прикрываясь щитом. Все
собравшиеся упали на колени, считая, что появился бог войны Яровит (Геровит).
Один из биографов Отгона, Гер-борд, пишет, что снаружи щит был покрыт золотыми
листами, украшенными чеканкой. Изображение Яровита напоминало греческого бога
Марса.
О пережитках
язычества, сохранившихся среди вендов, пишет преподобный Гельмольд. В 1134 г.,
во время поездки с епископом Геральдом в Ольден-бург, и позже, в 1156 г. во
время поездок в Любек, он видел рощу, в середине которой рос дуб, огороженный
столбами. Дерево считалось священным и было посвящено местному божеству Провену
(возможно, искаженное «Перун», бог грома), чьи идолы в настоящее время не
сохранились. Монах Герберт также описывает священную рощу, в середине которой
стоял огромный идол, покрытый смолой.
Перечень богов,
которым поклонялись восточные славяне, зафиксирован в письменных источниках.
В Начальной русской летописи под 907, 945 и 971 гг. записано, что русы,
заключая договоры, клялись Перуном и Волосом. В 980 г. великий князь Владимир
поставил около княжеского дворца «Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус
злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога и Симарьгла и Мокошь». Когда его дядя Добрыня
стал правителем в Новгороде, над Волховом также поставили деревянный идол
Перуна, которому новгородцы поклонялись как богу. В летописи сообщается и о
негодовании киевлян, когда по приказу Владимира в 988 г. языческих идолов
сбросили в Днепр.
В 1951 г.
археологи обнаружили разрушенный храм, видимо посвященный Перуну, в местечке
Перынь, расположенном в четырех километрах южнее Новгорода. Он стоял на горе,
окруженной со всех сторон рекой Волховом, его притоком Веряжной и болотом.
Деревянные конструкции исчезли, но найденные остатки пола показывают, что святилище
имело форму правильного восьмиугольника.
В центре
находилась круглая насыпь, отделенная круглой канавкой, наполненной золой и
остатками древесного угля. Возможно, насыпь была основанием для идола, а в
канавке разжигали церемониальный огонь. Рядом обнаружены остатки очага и под
ним плоский камень, который, вероятно, являлся частью алтаря.
В 1958 г., во время раскопок
Старой Ладоги в слое, относящемся к IX—X вв., нашли деревянного
идола внутри небольшой деревянной конструкции. Идол представлял собой грубо
вырезанную фигуру с усами и бородой, на голову был надет шлем. Рук не было,
сохранилась только одна нога. Размеры фигуры — высота 23 сантиметра и ширина
2,5 сантиметра — позволяют предположить, что он являлся объектом поклонения в
домашней или походной обстановке.
Описания похожих
ритуалов содержатся в Начальной русской летописи. Приведя текст мирного
договора с Византией, который был заключен Игорем в 945 г., автор сообщает, что
византийцы ратифицировали договор в соборе Святой Софии.
Игорь и его
приближенные отправились на гору, где стоял идол Перуна (в Киеве), положили к
его подножию свои щиты, оружие и золото, ратифицировав таким образом свою
клятву. Данное сообщение подтверждает, что идол Перуна находился в Киеве еще
до Владимира.
В договор,
заключенный Святославом в 971 г., включен текст клятвы, которую дали русские
при ратификации договора. В ней говорится, что тот, кто не будет соблюдать
договор, будет проклят Перуном и Белесом, богом скота, станет желтым, как
золото на его украшениях, и будет уничтожен своим же оружием.
Известны
многочисленные документальные подтверждения существования славянских храмов и
статуй языческих богов. Даже после принятия христианства на скульптурах или
рельефах, изображавших фигуру Христа или святых, продолжают сказываться
языческие традиции.
Трудно с
уверенностью сказать, принесены ли они на Русь как атрибуты древнехристианских
святынь или являются остатками местного языческого культа. Долгое время
исследователи считали, что Збручский идол является единственным дошедшим до нас
изображением дохристианских богов. В настоящее время известно большое
количество аналогичных статуй (некоторые датированы, потому что найдены в
раскопанных поселениях).
Возможно, резные
изображения богов, которые изготовляли на протяжении всех этапов ранней истории
славян, восходят к протоиндоевропейским каменным стелам, относящимся к
третьему и началу второго тысячелетия до н. э.
Каменные статуи изображают
богов с одной, тремя или четырьмя головами, обычно они держат в руках рог для
питья, носят головной убор конической формы. Иногда на статуях вырезаются
изображения лошадей или символы солнца. Подобные статуи были раскопаны в
районе верхнего Днестра и датируются по аналогии с Черняховской керамикой
примерно IV в. н. э. Вокруг статуй, находящихся внутри
святилищ, располагаются остатки очагов и жертвенников…
БОГИ И ИХ ФУНКЦИИ
В большом числе
источников содержатся упоминания о богах, входивших в древнеславянский пантеон.
Гельмольд, Саксон Грамматик, Герборд, а также и древнеисландская Книтлингасага
содержат упоминания о Святовите, боге-покровителе острова Рюген, и трех других
богах, чьи святилища также находились на этом острове, Яровите, Поревите и
Руевите.
По крайней мере
с двумя божествами были связаны календарные обряды. Яровит, имя которого происходило
от корня яръ (сила, свет), считался богом, пробуждающим природу. В одном
из гимнов говорилось: «Я покрыл равнины травой и деревья листвой. Я приношу
полям урожай, а скоту — приплод».
Его антагонистом
считался Руевит. Посвященные ему празднества проводились в начале осени, когда
природу благодарили за собранный урожай. Древ-неславянское название сентября
«рюенъ» связано с наименованием родившихся в данном году животных. Отметим,
что похожие наименования сохранились в чешском - - рижень (октябрь), сербское
«руян» (сентябрь).
Поревит считался богом
середины лета.
Все вместе они
составляли ипостаси триединого божества Триглава, олицетворявшего ежегодный (с
лета по осень) период роста растений и размножения животных.
Но главным среди
них считался именно Святовит, которого называли «богом богов». Корень светъ,
как и яръ, означал «сильный». Святовит считался богом войны и
защитником полей. Посвященные ему обряды совершались во время осеннего
праздника урожая. Святовиту посвящали белого коня, на котором в дни празднеств
выезжал верховный жрец.
Перед началом
военных действий к Святовиту обращались для обеспечения будущей победы. Для
этого использовали коня в качестве оракула. Его заставляли пройти по ряду
скрещенных пик. Если конь проходил его не останавливаясь, то верили в
благоприятный прогноз, считая, что бог будет сопровождать воинов в походе.
Индоевропейский образ коня-пророка имеет точные параллели в Авесте,
встречается в балтийской культуре и отразился в образе «вещего коня» в русском
фольклоре.
Общеславянское
слово «време» (время) происходит от индоевропейского «*vartman»
-- «след колеса». Очевидно, что это слово связывается с ритуальными гонками
на колесницах (vartanna, известная в Митаннийском государстве начиная с 1380
г. до н. э.)…